Они освобождали Борнхольм. Школьный учитель А.И.Герасимов
Есть в России, на Урале свой Париж. Основали его казаки Оренбургского казачьего войска, и дали имя в честь победы русских войск над Наполеоном. Славные казачьи полки победным маршем прошли по широким улицам и площадям французской столицы. Сиживали казаки в маленьких уютных кафе на холме Монмартра, поторапливая хозяев – «Быстро, быстро!». Прижилось слово в названии кабачков, только ударение поменялось на французский манер, на последний слог.
Еще раньше, при царе Иване Грозном жили в этих местах татарские народы, перешедшие в православную веру. Назывались они нагайбаки. В составе Оренбургского казачьего войска воевали они в Европе, а после, возвратившись в родные края, давали своим поселкам имена покоренных европейских городов. Так появились здесь Вена и Лейпциг, Кассель, Берлин и Париж.
В этом селе в 1914 году родился Александр Иванович Герасимов. В тот год началась Первая Мировая война. Коснулась она и далеких уральских мест, полки Оренбургского казачьего войска доблестно сражались с австрийцами, защищали Ярославицы, Кишинев и Бухарест.
Отгремели войны, молодой неокрепшей Советской республике очень нужны были квалифицированные, хорошо обученные кадры во всех отраслях народного хозяйства. Особенно необходимы были грамотные, талантливые учителя. В 1935 году молодой специалист Александр Иванович Герасимов получил диплом педагогического института и собирался возвратиться в родное село. Но по распределению военкомата был сразу после учебы отправлен на службу, с 1936 по 1937 годы, как записано в карточке политработника. Затем он работал учителем средней школы в селе Париж до мобилизации на фронт в августе 1941 года. После ускоренной военной подготовки А.И.Герасимов был направлен агитатором в 1219 стрелковый полк 367 стрелковой дивизии.
367 стрелковая дивизия была сформирована на Урале, в городе Шадринске Челябинской области. Всего за два месяца были составлены и обучены три стрелковых и один артиллерийский полки. Возможности и времени на подготовку не было, фашисты рвались к Москве. Сначала 367 дивизия была отправлена под Москву в качестве резерва, а когда немцы были отброшены от столицы, дивизию перенаправили на Карельский фронт. В январе 1942 года дивизия вела кровопролитные бои на Кировскую железную дорогу. Врагу был нанесен значительный урон в живой силе и технике. Но силы были неравными. Из почти 11 000 человек дивизия потеряла более 7 500. В феврале 1942 года оставшиеся части 367 стрелковой дивизии вывели на переформирование. За героизм и мужество, проявленные в боях, А.И.Герасимов был награжден орденом Красной Звезды.
В декабре 1942 года Александр Иванович Герасимов был отправлен к новому месту службы. В составе воевавшей на том же, Карельском фронте, 104 стрелковой дивизии он был назначен заместителем редактора газеты «В бой за Родину», ежедневной красноармейской газеты Карельского фронта. С января 1942 года по июль 1943 года Герасимов редактировал издание на татарском языке.
Газета «В бой за Родину» на Карельском фронте стала шестой по счету среди татарских изданий. О работе военных корреспондентов писал коллега А.И.Герасимова, журналист газеты «В бой за Родину» А.Абсалямов: «…Если раньше я знал свой взвод, свою роты, свой батальон, то теперь передо мной весь фронт, солдаты и офицеры, судьбы людей…»
Летом 1943 года Александр Иванович был направлен на должность агитатора Политического отдела 104 стрелковой дивизии, а в ноябре того же года стал агитатором Политического отдела 19 Армии.
В мае 1945 года за отличия в боях против немецко-фашистских захватчиков в Восточной Померании и при занятии городов Пройс, Фридланд и Хаммерштайн, А.И.Герасимов был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.
Последняя награда героя – орден Отечественной войны 1 степени – стала посмертной. В наградном листе есть такие строки «Майор тов. Герасимов неоднократно принимал участие в комиссиях по установлению и расследованию зверств немецко-фашистских захватчиков…» Школьному учителю, человеку, чьим призванием было нести свет знаний и любви детям, пришлось столкнуться с противоестественными, нечеловеческими, не имеющими себе равных по жестокости и садизму деяниями фашистов. Проходя с тяжелыми боями по Европе, полки 19 Армии освобождали концентрационные лагеря, и политрук Герасимов своими глазами видел то, что отказывался понимать человеческий разум, то, что творили гитлеровские нелюди. Ежеминутно рискуя своей жизнью, советские солдаты рвались на запад, чтобы хоть на день раньше освободить мир от коричневой чумы.
В мае 1945 года героический советский солдат водрузил Красное знамя свободы и справедливости над поверженным рейхстагом. Но страшные отзвуки войны еще долго взрывали мирное небо Европы.
В 1946 году представителю военной прокуратуры Уральского края Н.М.Вдовину пришло письмо от Герасимова Ивана Егоровича, отца погибшего политрука. «В июне месяце поступило нам письмо, где и пишут, что наш Саша погиб на боевом посту при исполнении служебного долга, за что мы до сих пор точно не убеждены ввиду того, что в письме не указывают, когда и какого числа, где погиб, кроме того, нет даты письма. Последнее письмо мы от него получили, написанное в нем личной своей рукой 21 мая 1945 года… Он писал, что … нахожусь жив и здоров, служба идет хорошо, но сегодня выйду на дальнюю дорогу, если писал бы, то вы удивились бы…» Отчаявшийся отец укоряет в письме, что о гибели сына узнала его жена из письма сослуживцев, да и в том письме не было даты отправления. Близкие погибшего воина отказывались верить черным вестям, просили подтверждения, официального уведомления в гибели, из последних сил надеясь, что ошиблись товарищи, что вернется…
Светлая память герою-воину, школьному учителю Александру Ивановичу Герасимову.