История гвардии старшего лейтенанта Г.Ф. Хромушиной, переводчицы на о. Борнхольм
В истории Великой Отечественной войны есть небольшой, но примечательный эпизод – освобождение советскими войсками от гитлеровских оккупантов датского острова Борнхольм. Впервые об этом было сказано в оперативной сводке советского Информбюро от 15 мая 1945 года. В ней указывалось, что закончен прием в плен сдавшихся немецко-фашистских войск по всему советско-германскому фронту.
Обращает на себя внимание, что все это происходило после 9 мая 1945 года, т.е. по окончании военных действий в Европе. Дело в том, что, продвигаясь по балтийскому побережью, войска 2-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского к 5 мая освободили от противника острова Воллин, Узедом, Рюген. И лишь на о. Борнхольм оставались гитлеровские войска, отказавшиеся капитулировать.
На остров прибыли 3дивизии 132 стрелкового корпуса. В соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандующего генерал-майор Ф.Ф.Коротков вручил губернатору о. Борнхольм фон Стемману текст официального заявления, в котором указывалось, что остров занят советскими войсками временно и что командование этих войск не будет вмешиваться в дела датской администрации. Возникла необходимость общения с датскими властями не на языке недавних оккупантов, а на английском или французском.
Командованию советских войск надо было войти в контакт с губернатором острова Стемманом, датским правительством в Копенгагене, а также группой англо-американских военно-морских сил и иностранными журналистами. Для этого потребовались опытные работники, владевшие несколькими иностранными языками.
Выбор пал на гвардии старшего лейтенанта Г.Ф.Хромушину (1918-1962). Она находилась непосредственно при генерал-майоре Ф.Ф.Короткове и от его имени вела все переговоры с датской администрацией, в том числе во время визита в Копенгаген. Генерал-майор Ф.Ф.Коротков был принят королем Дании Христианом X.
Гвардии старший лейтенант Галина Федотовна Хромушина прожила недолгую, но яркую жизнь. Она родилась в казацкой станице (ныне г. Каменск-Шахтинский), похоронена в военном секторе Преображенского кладбища Москвы среди героев гражданской и Отечественной войн.
Отец ее – донской казак – пропал без вести в гражданскую войну, мать была учительницей географии. С трех лет Галина воспитывалась в семье сестры, вместе с двоюродной сестрой Валентиной. Кроме школы девушки получили домашнее образование. Обе с детства знали французский и немецкий языки. Валентина стала художницей. Галина тоже недурно рисовала.
1 сентября 1937 года Галина Хромушина стала студенткой исторического факультета Московского института истории, философии и литературы имени Н.Г.Чернышевского, где получила блестящее образование, выучила обязательную латынь, английский и итальянский языки.
В октябре 1941 г. Галина вместе со своими однокурсниками и профессорами добровольно вступила в ряды создавшейся тогда 3-й Коммунистической дивизии. Рядом с ней был профессор ИФЛИ Л.Е.Пинский, известный уже тогда историк А.Л.Сидоров и другие представители московской интеллигенции.
До лета 1942 года Г.Ф.Хромушина была сандружинницей, спасла немало бойцов и командиров. Вскоре ее вызвали в политотдел армии, присвоили звание младшего политрука и перевели в 7-й отдел политотдела армии, а затем Политуправления Северо-Западного и 2-го Белорусского фронтов. Весной и летом 1944 г. вместе с группой немецких антифашистов она на парашюте высадилась в тыл врага, в партизанском крае в Белоруссии и работала там до освобождения Минска. Затем наступательные бои на побережье, освобождение Данцига (Гдыни). А когда война закончилась, началась та самая командировка, о которой речь идет в публикации. Г.Ф.Хромушина, демобилизовавшись в мае 1946 года, была корреспондентом ТАСС на Нюрнбергском процессе. После этого продолжала работать в ТАСС, растить дочку, а затем работала в журнале «Новая и новейшая история». В конце 50-х годов ее настигла тяжелая неизлечимая болезнь.
Далее мы приведем дневниковые записи Г.Ф.Хромушиной